Версия сайта для слабовидящих

Ждите. Идет загрузка

Вернуться к списку документов
19 ноября 2020 г.
Занятие в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями в речи. тема: "Наряд для Осени" А. П. Суркова учитель-логопед МДОУ "Детский сад № 68"
 M2U03155.MPG / Облако Mail.ru

Цель: Создание игровой ситуации, развитие связной речи. Закрепить у детей представления об осени и осенних изменениях в природе.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепление представления об осени и ее приметах;

- уточнение, расширение, активизация словаря по теме, глагольная

лексика и слова – признаки;

- развитие фонематического слуха;

- совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи

уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование

однокоренных слов, совершенствование слоговой структуры слова,

закрепление простых и сложных предлогов, употребление

сложноподчинённых предложений, развитие связной речи).

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие длительного плавного выдоха;

- развитие зрительного внимания;

- развитие координации речи с движениями;

- развитие артикуляционной моторики, тонкой и общей моторики;

- развитие восприятия, творческого воображения;

- развитие эмпатии, рефлексии своей деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи;

- воспитание бережного отношения к природе;

- воспитывать художественное восприятие объектов природы.

Оборудование: музыка П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года», магнитная доска, портреты времен года, аудио запись голосов, дерево с листочками (для дыхательной гимнастики), картинки с изображением овощей, карточки «Осенние листья деревьев», краски гуашевые, листы плотной бумаги по количеству детей (для самомосажа), трафареты листьев, схема – рисунок с изображением капель дождя (для воспроизведения ритмического рисунка).

Цели занятия реализовались через следующие методы: показ, серию вопросов (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание ответов - индивидуально, хором, побуждение (скажи правильно и т. д.).

Содержание деятельности детей на занятии соответствовало поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности.

Организационный момент помог сконцентрировать внимание детей и активизировать в памяти, полученные ранее знания по лексическим темам «Осень», «Деревья», «Овощи» .

Речевые занятия всегда трудны для детей, многие понятия для детей абстрактны. Для достижения оптимального результата занятия, я ввела приёмы, повышающие мотивацию (проблемную ситуацию).

В логопедическом занятии необходимо выдерживать чёткую структуру построения, каждая часть занятия выполняет свою определённую цель.

В занятии мною были подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечили выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов. (дыхательным упражнением «Сдуй листочек», д/и «С какого дерева листок?», д/и «Озвучь узор дождя», д/у «Отгадай овощ используя слова-определения»). Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью игровых приёмов образностью и красочностью материала, а также доверительными отношениями

между логопедом и детьми, созданием ситуации успеха у слабых детей, поощрением, психологическим комфортом в душе ребёнка.

Занятие проходило со сменой деятельности (за столами, у доски, на ковре) дети полностью погрузились, в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли. В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: индивидуальная, подгрупповая.

Индивидуальные задания позволили выявить степень усвоения материала каждым ребёнком, фронтальная работа обеспечила подгруппа.

Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (выслушивание мнение каждого ребенка, поддержание их рассуждения положительной оценкой) помогло создать ситуацию успеха для каждого из них.

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через схемы "Узор дождя"). Как необходимый элемент логопедического занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики (самомасаж ладоней, пальцев рук; нетрадиционное рисование).

В заключительной части занятия был, подведён итог занятия и дана положительная оценка деятельности на занятии, что имело психо- эмоциональную направленность.

Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приёмов по обучению детей грамоте и формированию грамматических категорий, а учёт результатов занятия поможет контролировать ход дальнейшего обучения, установление обратной связи, позволит наметить пути дальнейшей работы с детьми, как на занятиях, так и в других видах деятельности.

.:: Образовательный портал Саратовской области ::.